Путь развития серии игр Five Nights at Freddy’s 1, 2, 3, 4

Совсем недавно игровое сообщество всполохнуло творение всего лишь одного человека. Казалось бы, как обычная игра с минимум возможных функций, без какой-либо анимации, состоящая, по сути, из набора меняющихся картинок, может завоевать любовь миллионов фанатов?

На самом деле, оказалось, что может. Серия признанных одними из наиболее необычных и жутких игр в жанре ужасов Five Nights at Freddy’s завоевала популярность очень быстро, обеспечив ее создатели, Скотта Коунтона, с первой же части необходимым вдохновением, признанием и средствами для продолжения деятельности. Сегодня мы рассматриваем всю имеющуюся на данный момент квадрологию Five Nights at Freddy’s, чтобы проследить прогресс в жанре.

Для начала, следует рассмотреть саму суть игр. Их можно классифицировать, как «point-and-click» – все управление осуществляется по большей части мышью. Начиная со второй части, игрок также может использовать и клавиатуру (преимущественно, одну кнопку для включения фонаря). Всего официальных миссий в игре 5, но после этого есть либо дополнительные, либо редактор своей собственной ночи с возможностью задания уровня сложности врагов. Действие каждый раз происходит в ночное время, которое длится с полуночи до 6 утра – в реальности это занимает примерно 8 с половиной минут.

В каждой игре есть определенное количество врагов. В первой их 4 (если не считать секретного), во второй – 11 (а также 5 секретных), в третьей – 1 (плюс несколько секретных и призраков аниматроников из прошлых частей), в четвертой – 7 основных (плюс один в мини-игре). У каждого из них своя тактика проникновения поближе к игроку. Способы борьбы с каждым так же разнятся.

В целом, сам геймплей однообразен из одной части в другую. Игрок находится на некой позиции, откуда может наблюдать через камеры за своими врагами. Он должен изучать их повадки, чтобы знать, как избежать встречи с ними. Кого-то нужно отгонять фонариком, кого-то блокировать закрыванием двери, и так далее. Причем ни в одной игре нет возможности универсально обезопаситься – всегда есть некие факторы, которые вынуждают игрока применять защитные приемы только тогда, когда это необходимо. Например, в первой части на закрытые двери расходуется электроэнергия, потому закрывать их следует только на определенные промежутки времени в нужный момент.

Five Nights at Freddy’s

Самая первая и самая легендарная часть. Некий Майкл Шмидт устроился охранником в ночную смену в детское заведение «Freddy Fazbear’s Pizza». Основной особенностью этой пиццерии являются 4 аниматроника, которые развлекают детей. В целом они запрограммированы изображать из себя некую музыкальную группу. Как узнает охранник из аудиозаписей, которые были любезно оставлены ему предшественником, после некоего инцидента, компания боится оставлять включенными аниматроников в дневное время. Это объясняется тем, что, якобы, один из них напал на ребенка. По другим данным, в пиццерии пропало несколько (минимум 5) детей. Потому днем роботы работают в режиме ограниченной функциональности. К несчастью, пиццерия не располагает достаточным количеством средств, чтобы заменить их, потому ночью аниматроников приходится «отпускать гулять» – им разрешается перемещаться. В противном случае сервомоторы заблокируются, и роботы придут в негодность, что будет сильным ударом по компании с и без того подмоченной репутацией.

Только вот оказывается, что по ночам аниматроники не просто бесцельно разгуливают по территории пиццерии – они именно пытаются добраться до охранника, воспринимая его как эндоскелет, который непременно надо засунуть в костюм аниматроника. Подобная процедура будет губительна для человека ввиду особенностей устройства последнего. Так что охраннику приходится изо всех сил защищаться и блокироваться до наступления утра.

Всего у героя 4 врага: медведь Фредди, курица Чика, заяц Бонни и лиса Фокси. Охранник располагается на пункте охраны с двумя дверьми с двух сторон. На ночь у героя есть ограниченное количество энергии, которая расходуется на использование любого оборудования. Если электричество кончится, аниматроники моментально проникают в комнату охраны. Всего у героя есть 3 возможности: смотреть в камеры видеонаблюдения для отслеживания перемещения противников; закрывать двери (всего их две), чтобы защититься от врагов; подсветить коридоры возле двери, поскольку там царит кромешная тьма, и врагов без света не видно. Использование нескольких возможностей одновременно приводит к увеличению расходования электроэнергии. На более поздних ночах герой вынужден максимально точно рассчитывать свои растраты, поскольку каждая лишняя секунда подсветки коридоров или закрытия дверей приведет в итоге к тому, что электричество кончится за час-полтора до утра.

Five Nights at Freddy’s 2

Продолжение, в котором Скотт развернулся на полную катушку. Прошло несколько лет, владелец либо сменился, либо решил капитально изменить текущее положение дел. Старые аниматроники были отправлены в глубины складов и мастерских пиццерии, вместо них закуплены новые, а также перестроено само здание. Теперь «Freddy Fazbear’s Pizza» зажила новой жизнью. Теперь игрок берет управление над новым охранником по имени Джереми Фитцжеральд (на 7, программируемой ночи приходится управлять другим человеком Фритцем Смитом). К сожалению для новичка, проблемы для него теперь создают не только старые сломанные аниматроники, но и новые.

Процесс сохранил лишь общие черты: охранник сидит на своем посту, следит через камеры за врагами, а также пытается дожить до утра. В остальном же игра претерпела значительные изменения. Теперь враги подходят с трех направлений – шахты вентиляции с двух сторон от поста охраны, а также центральный коридор. Кроме того, врагов теперь целых 16 – 11 основных + 5 секретных. Сюда входят как четверка старых недругов, которые уже поломаны, но не списаны со счетов, так и новенькие аниматроники. У каждого из них по-прежнему свой маршрут, по которому они пытаются добраться до героя.

Что касательно возможностей героя, то теперь у него есть свой фонарик. Кроме того, подсветкой оснащены все камеры видеонаблюдения. Общего энергопотребления теперь нет, игрок расходует батарею только на использование фонарика. Дверей теперь нет, зато есть маска аниматроника. Герой должен надевать ее, если враги подходят из вентиляции – роботов, идущих по главному коридору, надо отпугивать фонариком. Кроме того, игрок вынужден регулярно отвлекаться, чтобы заводить музыкальную шкатулку, иначе появляется новый аниматроник, защититься от которого уже невозможно.

Относительно первой части, вторая стала значительно сложнее. Тогда как раньше в первую ночь можно было ознакомиться со всеми нюансами игры без значительного риска (погибнуть можно было лишь при слишком серьезной неосторожности), теперь же враги уже в первую ночь могут убить героя уже к 2-3 часам ночи. Остальные ночи так же стали значительно сложнее. Это объясняется возросшей агрессивностью аниматроников, но главным образом из-за того, что игрок должен контролировать больше, чем раньше. Количество врагов, комнат (и камер), путей подхода к герою, а также способов защиты возросло, потому сразу справляться со всем очень непросто.

Five Nights at Freddy’s 3

Значительно отличается от предшественников. Сюжет игры разворачивается спустя 30 лет после второй части. Пиццерия все-таки была обречена на провал. Но теперь ее старый владелец решил нажиться на старых проблемах, из-за чего создает аттракцион кошмаров, в котором воссоздавал ужасы и страшные легенды из пиццерии. К несчастью, он не смог найти аниматроников в заброшенном здании, однако ему попался новый, доселе незнакомый. Он и стал главной звездой нового аттракциона.

Как узнается позже, на самом деле новый враг представляет собой отнюдь не аниматроника. Дело в том, что в свое время разрабатывался универсальный костюм, который можно надевать как на эндоскелет (получались те самые аниматроники), так и на человека (если механизм поврежден и находится в ремонте). Однако от идеи отказались, поскольку прототип был очень опасен для человека. В итоге в этот единственный костюм и попал убийца детей, из-за которого на протяжении всех 2 прошлых частей аниматроники сходили с ума. Главный герой же в детстве бывал в «Freddy Fazbear’s Pizza», и навсегда запомнил этих жутких роботов в виде зверей, потому для него справиться с тем, что осталось от маньяка – дело принципа.

Враг теперь один, но про старых тоже нельзя забывать. Они появляются в виде фантомов, и, хоть не могут убить героя, но зато усложняют ему жизнь очень сильно. Дело в том, что теперь игрок должен следить не только за врагом через камеры, но и за состоянием систем. Всего их три: Вентиляции (при сбое герой теряет сознание от нехватки воздуха, в некоторых ситуациях может умереть), Видео (отключаются камеры) и Аудио (возможность воспроизводить детский смех). Каждый из фантомов своим появлением ломает определенную систему, временно делая героя уязвимым и заставляя тратить время на перезагрузку.

Бороться непосредственно с самим врагом приходится сразу в двух пространствах. Во-первых, его необходимо гонять по кругу в самом здании, используя аудиозапись с детским смехом. Услышав этот звук, враг идет на поиски его источника. Это объясняется тем, что при жизни неприятель был маньяком, убивавшим детей. Во-вторых, он может пытаться добраться до героя по вентиляции, потому надо вовремя блокировать для него подходы в шахтах. Непонятно, кому потребовалось устанавливать в вентиляции видеокамеры, но это тоже помогает. Таким образом, весь процесс сводится к тому, что герой активно работает над тем, чтобы держать призрак маньяка подальше от себя, когда как фантомы старых аниматроников мешают ему, саботируя системы.

Игра теперь стала более мрачной и пугающей. Геймплей теперь больше ориентирован на открытое противостояние, а не на защиту от врага. Игра побила рекорды покупок в Steam в крайне короткие сроки, поскольку получила немалое признание от всего игрового сообщества, а также фанатов серии.

Five Nights at Freddy’s 4

Новая история, вышедшая совсем недавно. Изменилась она абсолютно во всем. Остался лишь один основной принцип – есть несколько врагов, которых надо отгонять. Теперь повествование пойдет задолго до событий первой части от лица мальчика, пострадавшего во время того самого инцидента, после которого аниматроникам было запрещено перемещаться днем. По легенде, Золотой Фредди укусил его, откусив лобную часть мозга. Здесь же мы, как и ранее, узнаем правду о случившемся из мини игр, в то время как основная игра показывает, на самом деле, ужасы мальчика, которые он видит, находясь в коме больнице.

Система значительно изменилась. Теперь нет камер видеонаблюдения. Игрок сидит возле своей кровати в комнате с 2 дверьми с двух концов. За ними присутствуют плохо освещенные коридоры. В отличие от прошлых частей, герой теперь вынужден «держать оборону» сразу на 4 направлениях. Помимо двух дверей, присутствует шкаф в центре, а также кровать позади. С помощью мыши игрок может переводить взгляд на все направления (и оборачиваться назад на кровать), а также перебегать к дверям или шкафу. В трех первых случаях у него два варианта действий: посветить фонариком, либо закрыть дверь/шкаф. Свет поможет в случае, если враг далеко, а запирание – если близко, что можно понять по дыханию врагов. Ждать приходится все так же с 12 до 6 утра. Игрок имеет фонарик, в котором не кончаются батарейки. Ограничивающих факторов нет, остается лишь полагаться на свою скорость и внимательность – следить нужно за 4 направлениями одновременно, а без камер нельзя знать точно, откуда захочет подойти противник.

Врагов теперь 7 – 4 классических аниматроников, плюс Золотой Фредди, Кексик Чики, а также некий призрак, который появляется в последнюю ночь. Все они визуально претерпели значительные изменения, став еще более пугающими (это объясняется детской впечатлительностью) – например, у всех теперь во рту по три ряда острых зубов. Враги дают о себе знать иначе, нежели раньше. Например, герой не сможет увидеть их застывшими в коридоре. Если подсветить противника, он моментально убегает угол, что делает игру несколько более пугающей. Неподготовленный игрок даже не сможет определить, что за тип аниматроника был там. Главным врагом теперь стал Золотой Фредди, который ранее был преимущественно секретным персонажем.

Сложно сказать, будет ли продолжение у серии. Распространены мнения, что 4-ая часть является последней. Кроме того, в сети активно обсуждается информация (нет точных данных о ее достоверности) о том, что активно разрабатывается крупная полноценная Five Nights at Freddy’s, в которой герой будет мобильным, и ему будет предоставлено много способов борьбы с аниматрониками – в целом, игра обещает быть похожей на легендарный Outlast. Помимо этого, есть данные о том, что некоторые американские продюсеры и режиссеры заинтересовались вопросом экранизации игры, и на данный момент ищут сценаристов. Будущее этой игры на данный момент туманно, но можно сказать одно: она произвела фурор и сделала огромный вклад в игрострой. Five Nights at Freddy’s доказал, что действительно страшная игра не обязательно должна быть сложной и крупной по весу – реальный кошмар можно уместить буквально в 1-2 сотни мегабайт. Если решите посетить пиццерию «Freddy Fazbear’s Pizza», то запаситесь храбростью и стальными нервами – аниматроники уже ждут свою новую жертву.